«Год Голландии в России». Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея
нояб 01

«Год Голландии в России». Голландский групповой портрет...

http://www.arts-museum.ru/events/archive/2013/09/holland_group_portret/index.php

 

http://www.arts-museum.ru/events/archive/2013/09/holland_group_portret/index.php

Карта загружается...
  • В рамках Года Голландии в России в ГМИИ им. А.С. Пушкина  представлена уникальная выставка «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея».

    Сложно представить более голландское явление в искусстве, чем групповые портреты, в которых отразился несокрушимый гражданский дух нации, гордившейся завоеваниями новой независимой республики. Житейские и морально-философские принципы, заложенные в нидерландском обществе протестантской этикой,  благоприятствовали обретению голландцами ощущения личной свободы. Расцвет портрета как самостоятельного жанра живописи в Северных Нидерландах совпал с общим подъёмом экономики и национального самосознания.

    Групповой портрет стал визуальным воплощением действительного или желаемого общественного статуса бюргера. Новая торгово-промышленная элита заказывала свои изображения для украшения не только частных домов, но и общественных зданий, в первую очередь, парадных  залов заседаний руководства стрелковых рот,  регентов домов призрения и  старшин различных гильдий. По сложившейся традиции каждый портретируемый сам оплачивал художнику своё изображение; после завершения полотно преподносили в дар соответствующей гильдии. Поэтому каждый участник группового заказа хотел, чтобы  его представили на видном месте, желательно, повёрнутым в  три четверти к зрителю. Здесь торжествовал принцип строгой субординации: ни один персонаж не выдвигается за счёт другого, ни один не играет настолько ведущей роли, чтобы затмить собой всех остальных. Поэтому в задачи живописца входило предлагать оптимальные композиционно-смысловые решения. Если для современного зрителя качество портрета определяется  умением мастера связать живописное повествование в единое образно-художественное целое, то для заказчика XVI или XVII века ключевым было убедительное внешнее сходство и размещение фигур в строгом соответствии с их статусом.

    До нашего времени сохранилось около 125 групповых портретов, исполненных голландскими живописцами в середине XVI и  XVII веке. Поскольку изначально такие полотна были собственностью общественных и профессиональных организаций,   в дальнейшем они  переходили в собрания городских магистратов и музеев. По этой причине, за немногими исключениями, подобные произведения практически  отсутствуют в коллекциях музеев за пределами Голландии.

    На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлено 10  большеформатных композиций, крайне редко покидающих стены Амстердамского музея. Выставленные работы представляют характерные типы композиций — портреты попечителей благотворительных учреждений (сиротских приютов, богаделен, госпиталей и работных домов) и изображения членов стрелковых корпораций.

    Регенты и регентши богоугодных заведений осуществляли важную социальную функцию - заботу о слабых и неимущих горожанах. Ответственное и неукоснительное соблюдение своих обязанностей, требовательность к персоналу и бережливость в управлении хозяйством считались их главными добродетелями. Облаченные в строгие черные одежды попечители, исполненные благочестия и достоинства, всегда предстают на портретах за служебными занятиями. Эта тема представлена на выставке работами разных временных периодов:  «Групповой портрет регентов госпиталя Святого Петра» (1617-1618) кисти Корнелиса ван дер Ворта и «Групповой портрет регентов женского работного дома» (1626-1628) Николаса Элиаса Пикеноя; «Групповой портрет регентов и регентш Амстердамской богадельни» (1640) Класа Муйарта и «Групповой портрет регентов и регентш женского работного дома» (1650) Бартоломеуса ван дер Хелста.

    Члены правления профессиональных гильдий, например, гильдии  бондарей на картине Гербранда ван ден Экхаута, созданной в 1673 году,  изображены с различными атрибутами своей профессиональной деятельности. В частности, члены этой гильдии вели контроль за соответствием установленным нормам емкостей для пива, мыла и сельди.

    Среди заказчиков групповых портретов особое место принадлежало гражданской милиции, членами которой были горожане в возрасте от 18 до 60 лет, обеспечивавшие  покой и безопасность своих граждан. Среди голландской элиты офицерская должность в стрелковой роте  была неотъемлемой частью гражданских обязанностей, а для некоторых и началом общественной карьеры. Запечатленные на полотнах отряды городской гвардии в доспехах со знаменами, на которых начертаны патриотические девизы, служили идеальным образцом единства нации, готовой на любые жертвы ради политической, религиозной и экономической свободы.

    Начиная с середины XVI столетия изображения трех стрелковых корпораций Амстердама - лучников, арбалетчиков и аркебузиров - становятся важной темой живописи. При их создании, художники использовали  различные варианты композиционных схем: перед выступлением в поход, когда стрелки изображены сплочёнными группами, или во время официального собрания, за праздничным столом, как, например, на картине Дирка Якобса «Групповой портрет корпорации Амстердамских стрелков» (1563) или в работе Якоба Лиона «Групповой портрет стрелков роты капитана Якоба Питерса Хогкамера и лейтенанта Питера Якобса ван Рейна» (1628).

    Кроме того, на выставке представлены две работы  Говерта Флинка. Это небольшой подготовительный эскиз и законченный вариант «Группового портрета стрелков роты капитана Йохана Хейдекопера и лейтенанта Франса ван Ваверена» (2,5 метра в высоту и более 5 метров в длину), созданные мастером в 1648 году.

    Обе работы, экспонируемые на выставке, позволяют представить процесс создания этой композиции. На большом полотне мы видим, как дородный капитан Йохан Хейдекопер ван Марсефейн (1599 - 1661) в сопровождении нескольких стрелков выходит из здания корпорации на улицу. Изображен момент его встречи с лейтенантом Франсом Утгенсом ван Вавереном (1619-1659), который, сняв в приветствии шляпу, демонстрирует свою роту. Между двумя этими фигурами изображены картограф и рисовальщик игральных карт Питер Мефферт, подтягивающий чулок, и знаменосец Николас Утгенс ван Ваверен, брат лейтенанта. Имена всех изображенных известны нам из таблиц с перечнем их фамилий и номерами, проставленными на полотне около каждого стрелка. Динамичная композиция напоминает «Ночной дозор» Рембрандта, написанный шестью годами ранее, на переднем плане которого также изображена встреча капитана с лейтенантом.

    Все портреты, представленные на выставке, являются произведениями выдающихся амстердамских художников: Дирка Якобса (около 1497–1567),  Говерта Флинка (1615–1660), Николаса Элиаса Пикеноя (1558–1650/1656),  Бартоломеуса ван дер Хелста (около 1613–1670), Гербрандта ванн ден Экхаута (1621–1674) и других. Их творчество превосходным образом демонстрирует различные стилистические грани и хронологические этапы развития  портретной живописи в Амстердаме.

    «Золотой век» в истории Голландии был ознаменован не только расцветом жанра группового портрета, но и бурным развитием оружейного производства. Поэтому на выставке представлены произведения голландских оружейников из собрания западноевропейского огнестрельного оружия, хранящегося в Оружейной палате Московского Кремля, которое по праву считается одним из лучших музейных собраний голландского оружия в мире. Зрители смогут увидеть, например, мушкет с фитильным замком (1610), ружье (1640-1650), двухствольные пистолеты (1660), шпаги XVII века. Образцы стрелковой техники, разнообразные по конструкции, станут великолепным дополнением выставки, тем более, что их аналоги можно увидеть на картинах.

  • Категория
    Выставка
  • Дата и время
    нояб 01 2013 00:00 - янв 19 2014 00:00
  • Местоположение и полный адрес
    ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
  • Администраторы мероприятия
    Andy